Чистяков В.А. О задачах, состоянии и развитии экологического образования в СПбГМТУ// За кадры верфям, № 10 (2284), 2005
НА УЧЕНОМ СОВЕТЕ
Представленный вашему вниманию вопрос сегодняшней повестке дня несколько не совпадает с зоной моей ответственности, потому что поставлен довольно широко «О задачах, состоянии и развитии экологического образования в СПбГМТУ», а я, как заведующий кафедрой, могу представлять только кафедру и свою специальность. Но мне было поручено выступить по этому вопросу, поэтому я попробую компенсировать это несоответствие в масштабе моей озабоченности в этом направлении. Наша Кафедра ЭУ, О и ЗОС инициировала сегодняшнее обсуждение с единственной целью: определить стратегию развития экологического образования в нашем университете, чтобы не потерять это направление или не растворить его во многих решениях, которые сегодня просматриваются. Я не буду говорить об актуальности и современности этой специальности — она у всех на слуху, и убеждать членов Ученого совета в правомерности ее постановки в наших стенах нет никакой необходимости. Добавлю, что социальная популярность этого направления имеет положительный знак. Конкурс на эту специальность всегда превышает квоту, и эта тенденция продолжает нарастать.
Позволю себе коротко остановиться на предыстории заполнения этой экологической ниши и начну с 80-х годов, когда к нам обратился известный политик Е. Строев на предмет подготовки экологов в г. Орле. Это была новая, интересная процедура, и мы в 1992 г. выпустили первых 28 бакалавров. В этой процедуре активно участвовали Усачев, Казачук, Тулин. На заключительном этапе наметилось открытие этой специальности у нас в вузе, и эта тенденция позволила нам в какой-то мере легко перейти от «института» к «университету». Мы ввели специальность 3302 (по отраслям), которую курировал Московский университет им. Баумана. Мы получили реальное право набирать бюджетных студентов на эту специальность. Но нужно было проходить аттестацию, и мы вынуждены были «прицепить» эту специальность к какой-то кафедре, что и было сделано. С 1992 г. мы ежегодно принимали на эту специальность 25 человек. Прошли 2 аттестации. В том же году был открыт ряд специализаций экологического направления на ФКиО (Семенов — морское право, Бавыкин). Многим это казалось интересным и занимательным. Этот исторический экскурс говорит о причастности многих подразделений к экологическому направлению. Я не претендую на общий анализ по всему университету, а попробую остановиться на результатах, которые сопряжены с постановкой специальности «Инженерная защита окружающей среды», с её статусом и открытостью для всех структур университета.
Мы очень тяжело начинали работу по этой специальности, потому что не было специалистов, приходилось приглашать их со стороны, прошли трудный путь становления, который имел и позитивные, и негативные моменты. Каковы результаты?
Мы произвели 7 выпусков. Есть таблица, где указано количество и качество выпускников. Всего выпущено 140 человек, из них 64% с оценкой «отлично»; 31% — с оценкой «хорошо», 3,7% — с оценкой «удовлетворительно». Это очень хорошие показатели. Из 140 человек 20 получили диплом с отличием. Это — не считая первого выпуска бакалавров в г. Орле. Где работает наши выпускники? Начиная от правительственных комитетов по охране окружающей среды и заканчивая администрацией Адмиралтейского района. Мы «насытили» все промышленные предприятия, особенно те, которые были связаны с нашей отраслью, и, прежде всего, ФГУП «Адмиралтейские верфи». Надо сказать, что «Адмиралтейские верфи» все эти годы являлись лабораторным полигоном, где мы установили лабораторный практикум. С лабораториями было тяжело, и мы пользовались теми промышленными возможностями, которые нам предоставили «Адмиралтейские верфи». У нас и сейчас очень добрые отношения с этим предприятием. Мы подготовили 4 кандидатов наук. С нашей стороны было несколько попыток открыть аспирантуру по этой специальности, по некоторым причинам нам не удалось это реализовать, тем не менее, мы открыли аспирантуру в рамках базовой специальности кафедры ЭУ, О и ЗОС. Но мы открыли аспирантуру в рамках специальности кафедры с последующей защитой в других вузах. И сейчас 4 человека находятся в хорошей стадии подготовки своих диссертационных работ. Более того, 1 диссертант, находясь в докторантуре по нашей кафедре, получил степень магистра-эколога в одном из английских университетов.
Позитивные и негативные стороны. Как заведующий кафедрой я должен сказать, что мы все-таки поставили неплохо методическую работу. За это я благодарен профессору О.Г. Воробьеву, который в прошлом году нас покинул. Было выпущено более 50 различных учебно-методических и учебных пособий, направленных на поддержку этой специальности. Мы использовали все печатные возможности, начиная от Московского авиационно-технологического института, где готовился стандарт по этой специальности, и кончая нашим Севмашвтузом. В Северодвинске параллельно с нами есть такая же группа.
Второй показатель, который, я считаю, выполнен на уровне и соответствует марке нашего университета, это дипломное проектирование, которое у экологов очень интересное. Ребята идут на инженерные, преддипломные практики и выполняют работы по реальным проектам. И часть этой работы становится частью их будущей профессиональной деятельности. Уровень ничем не отличается от инженеров-механиков, и мы стараемся эту планку держать высоко.
Было много и негативных моментов. Когда мы начинали эту работу, нам обещали помощь. В силу объективных причин эта помощь свелась к нулю. На сегодняшний день к негативным моментам можно отнести недостаточный кадровый потенциал и, в настоящее время, отсутствие на кафедре экологического лидера, который мог бы дальше генерировать эту специальность и давать позитивные производные. Есть среднее звено, есть низшее звено, но с лидером мы испытываем определенные трудности.
Слабая материально-лабораторная база. В преддверии второй аттестации ректорат пошел навстречу и помог закупить некоторое оборудование. Мы пока не успели его в полной мере использовать. Материально-лабораторная база оставляет желать лучшего, хотя и появились некоторые позитивные «наметки».
Отсутствуют внебюджетные формы подготовки. Особенно это касается новых форм, которые обсуждались (бакалавриат, магистратура и т.д.). Я говорил о высокой популярности этой специальности среди молодежи. Безусловно, количество абитуриентов значительно превышает план приема. В прошлом году мы выпустили 27 человек, в этом году — 26. Мы можем некоторую часть перевести на внебюджетную подготовку. И бакалавриат, и магистратура нам по плечу. Это будет социально справедливо и позволит расширить спектр по этому направлению по другим формам конечного результата — выпуска.
Об аспирантуре. Мы могли бы создать диссертационный совет по названному направлению. У нас в университете достаточно специалистов, есть доктора наук на ФКиО, на ФЕНГО. Создание такого совета — очень необходимая вещь. И то, что его нет, конечно, относится к недостаткам.
Я был одним из инициаторов постановки этого вопроса на нашем Ученом совете. Поймите меня правильно, дело не в том, что так исторически получилось, и нам было поручено курировать специальность «Инженерная защита окружающей среды». Исторический экскурс показывает, что эта специальность рассеяна по всему университету (ФКиО, ФЕНГО). Все эти годы мы не сидели в каком-то замкнутом пространстве. Я несколько раз выступал на заседаниях кафедры доцента В.А. Тулина, много говорил со специалистами ФКиО, пытаясь найти какие-то общеинститутские формы подготовки по этой специальности. Эта специальность носит общеуниверситетский характер. Многие вопросы, например, связанные с прокладкой трубопроводов, со строительством танкерного флота, с работой буровых платформ, т.е. те области, которые наносят наибольший ущерб окружающем среде, интересны гораздо больше. И такие вопросы находятся в поле зрения многих кафедр нашего университета.
Я просил бы членов Ученого совета понять, что постановка этого вопроса преследует главную цель: философия нашей специальности должна быть четко определена, потому что специальность имеет общеуниверситетский уровень, который должен быть связан с морской техникой. Я предлагаю следующую схему дальнейшей работы по этому направлению.
Мне представляются необходимыми следующие мероприятия, которые могли бы нам помочь сохранить эту специальность на общеинститутском уровень и на достаточно квалифицированных и правильных основах. Мы этот вопрос послушали несколько раз на кафедре, консультировались с рядом специалистов ФКиО, ФЕНГО, провели совет ФКЭиА, где были сформулированы следующие предложения:
- Объединить интересы всех подразделений университета применительно к экологическому направлению.
- Укрепить кадровый потенциал этого направления, найти лидера в этом направлении.
- Создать новую экологическую кафедру с целью разработки и централизации университетской идеологии развития экологической специальности. Такая кафедра может быть создана на ФКЭиА.
- Создать направление по экологии с открытием аспирантуры, диссертационного совета и внебюджетных форм обучения.
- Решить вопрос с лабораторным и материально-техническим обеспечением вновь образованной кафедры.