• Кафедра «Экологии промышленных зон и акваторий» СПбГМТУ
  • Кафедра «Экологии промышленных зон и акваторий» СПбГМТУ
Адрес кафедры:
Санкт-Петербург,Лоцманская, д.3
  • История создания кафедры ЭПЗиА

    История создания кафедры экологии промышленных зон и акваторий СПбГМТУ

    Создание кафедры СЭУ, С и О

    Подготовка инженеров в области судовых энергетических установок началась в 1930 году с момента преобразования кораблестроительного факультета политехнического института в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ). В ЛКИ был организован машиностроительный факультет, который представляли кафедры». Главные судовые механизмы», «Двигатели внутреннего сгорания». Через несколько лет в результате преобразований были созданы новые кафедры». Судовые паровые котлы», «Судовые паровые машины», «Паровые турбины» и другие.

    В 1937 году была создана кафедра «Судовые силовые установки» (ССУ). Первым заведующим кафедрой был профессор Титов Петр Иосифович. Он много сделал для развития учебной и научно-исследовательской работы на кафедре. Им были написаны первые учебники в этой области. К преподаванию были привлечены ведущие специалисты отрасли — профессор Маслов Л.А., доценты Чернов Н.Д., Македон Ю.А., Промыслов А.А., Поздеев А.В. и др.

    Подготовка специалистов на кафедре ССУ в последующие годы была подчинена развитию учебного процесса, обусловленного потребностями быстроразвивающейся судостроительной промышленности. В эти годы к основным направлениям научной работы кафедры можно отнести актуальные проблемы методического обеспечения проектирования главного и вспомогательного оборудования судовых и корабельных энергетических установок (СЭУ). Кафедра выполняла большой объём исследований, посвященных оптимизации конструктивных и эксплуатационных параметров СЭУ, вопросам обеспечения их надежности.

    История кафедры «Судовые вспомогательные механизмы» (СВМ) также начиналась с 1930 года. Организатором и первым заведующим кафедрой был профессор Сурвилло Владимир Людвигович. Он, автор первых учебников по СВМ, провел большую работу по укреплению кадров, много сделал для создания материально-технической базы и определил стратегию учебного процесса на кафедре. Основными дисциплинами на кафедре в эти годы были гидравлические машины, палубные механизмы, холодильные установки и опреснительные установки.

    Дальнейшее развитие учебного процесса на кафедрах ССУ и СВМ было откорректировано Великой Отечественной войной. Многие преподаватели и студенты ушли на фронт. Тем не менее, кафедры продолжали в эвакуации подготовку инженеров для промышленности. В 1941 году кафедру СВМ возглавил доцент Стоцкий А.И.

    В послевоенные годы работа кафедр ССУ и СВМ стала ещё более востребована. Выпуск инженеров для проектирования и монтажа СЭУ значительно увеличился. Например, в 60-70-е годы выпуск инженеров-механиков достигал 150-175 человек по дневной форме обучения и более 50 человек по вечерней и заочной.

    В семидесятых годах на кафедре ССУ господствовал дух подготовки инженеров, обладающих современными методами и принципами проектирования СЭУ, оборудования и систем, обслуживающих СЭУ. Большое внимание уделяется проектированию валопроводов, трубопроводов, систем и общих расположений СЭУ в машино-котельных отделениях судов и кораблей (МКО), изучению свойств надежности. Особое внимание уделялось оптимизации технических решений на всех стадиях проектирования (группа профессора В.И.Николаева и доцента Даниловского А.Г.,) а также создание теплофизической межкафедральной школы по проектированию судовых и стационарных конденсаторов водяного пара (доцент Промыслов А.А., профессор Камнев В.Ф., доценты Волков Д.И., Чистяков В.А.), итогом работы которой стала подготовка по этому направлению десятков кандидатов наук. Одновременно с этим на кафедре велись работы по проектированию дизельных и турбинных энергетических установок.

    В 1955 году в состав кафедры СВМ входит коллектив кафедры «Судовые паровые машины». С этого времени кафедрой СВМ заведует профессор Горбунов Б.А., Кафедра продолжает развивать учебные и исследовательские лабораторные стенды.

    С 1964 по 1976 годы заведующим кафедрой СВМ были последовательно доценты Козловский В.И., Арцыков А.П. и Воронов В.Ф. Кафедра продолжала издавать учебную литературу и разворачивает по заданию промышленности исследования в области компрессорных машин. Создается стенд осевого компрессора с паротурбинным приводом. Ведутся работы в области проектирования перспективных корабельных малошумных насосов. В 1970 году старшим преподавателем Андрющенко Р.С. создается контрроторная воздуходувка. Перечень дисциплин, читаемых кафедрой, пополняется курсом «Установки кондиционирования воздуха», а в с 1975 года — курсом «Теплообменные аппараты».

    В 1976 года заведующим кафедрой СВМ становится доцент Шилов В.Д.. В это время кафедра читает дисциплины на трех факультетах Ленинградского кораблестроительного института (корабельная энергетика, кораблестроительном и заочном). Расширяются научные исследования кафедры в области нагнетателей судов на воздушной подушке. Под руководством Шилова В.Д. выполняются работы по совершенствованию судовых и корабельных насосов, нагнетателей для судов на воздушной подушке, поршневых компрессоров. Выполняются работы в направлении оптимизации холодильного и морозильного оборудования. На кафедре продолжает уделяться внимание подготовке научных кадров. Ныне здравствующий и ведущий преподавательский состав кафедры (специализация СВМ) защитили свои кандидатские диссертации в эти годы.

    Структурные изменения подразделений факультета корабельной энергетики в 1980 году обусловили объединение кафедр ССУ и СВМ. Объединенной кафедрой «Судовые энергетические установки» руководит профессор Голубев Н.В. и в дальнейшем профессор Ракицкий Б.В. В этот период продолжают укрепляться связи кафедры с рядом предприятий судостроительной промышленности, таких как ЦКБ «Балтсудопроект», ЦНИИ им. ак. Крылова А.Н. и др.

    В 1981 году при кафедре образована отраслевая лаборатория совместно с турбинным производством НПО «Кировский завод». Под научным руководством профессора Ракицкого Б.В. выполнен ряд исследований по акустической защите систем охлаждения судовых паротурбинных установок.

    В 80-х годах бурно развивается конденсаторное направление, и при кафедре СЭУ создается «Ассоциация разработчиков конденсационного оборудования и систем охлаждения» (президент академик РАН Леонтьев А.И., вице-президенты академик БАН Михалевич А.А. и профессор Чистяков В.А.). В ассоциацию входили ученые ряда вузов (МГТУ им. Баумана, СПИ, ДВПИ, ТПИ, ЛКИ, ЛИХП), академических институтов (ИТФ СО АНСССР, ИТМО, ВТИ, ИГО и др.), представители промышленности (ЛМЗ, КЗ, КТЗ, ХТЗ, ЮУТЗ, ЦКТИ им. Ползунова и др.). К сожалению, вскоре последовавший кризис науки не позволил развиться этому направлению.

    Кафедра была также головной на факультете по проблеме систем автоматического проектирования СЭУ (руководитель профессор Николаев В.И.). Эта работа позволила создать на факультете корабельной энергетики банк рабочих программ, обеспечивающих автоматизированное проектирование основных элементов и энергокомплексов СЭУ. В настоящее время в этой области продолжает работать профессор Даниловский А.Г.

    Укрепление учебного процесса на кафедре обеспечивается изданием учебников и учебных пособий в области теории и проектирования СЭУ судов. Популярностью пользовалось второе издание учебника проф. Козлова В.И. «Судовые энергетические установки» и учебник «Судовое вспомогательное энергетическое оборудование» (авторы Андрющенко Р.С. Шилов В.Д., Гришин Б.В., Дементьев Б.Г. и Диденко В.Ф.).

     

    Развитие экологического направления на кафедре СЭУ, С и О и в университете

    В 1992 года заведующим кафедрой избран выпускник машфака (ныне ФКЭиА) 1964 года Чистяков Вячеслав Александрович. В этот период происходит преобразование ЛКИ в СПбГМТУ с резким увеличением числа специальностей за счет открытия новой выпускающей специальности «Инженерная защита окружающей среды». Последнее обстоятельство определило новое название кафедры «Энергетические установки, оборудование и защита окружающей среды» (ЭУ, О и ЗОС) и расширило спектр выпускников как по традиционным для кафедры энергетическим специальностям, так и в новой области инженерной экологии. Начальный период работы новой кафедры был в значительной степени посвящен повышению качества выпускаемых специалистов и становлению учебного процесса по новой специальности 3302. Экологическое направление, возглавляемое профессором Воробьевым О.Г., бурно развивалось, главным образом путем издания учебно-методической литературы и созданием материально-технической базы специальности.

    Основным направлением деятельности кафедры ЭУ, О и ЗОС в целом были укрепление учебного процесса посредством его компьютеризации, создание новых специализаций, тесной связи с промышленностью и обеспечение учебно-методической литературой. Для укрепления кафедры кадрами к работе были привлечены ведущие специалисты промышленности, НИИ и КБ: профессор Баев А.С., доцент Ярош В.И. доцент Воробьев В.М., доцент Зубов Н.Н., профессор Исаев И.И., профессор Романов В.А., доцент Давыдов В.Г. и известные специалисты — экологи: д.м.н., профессор Никитина В.Н., к.г.н., доцент Бродская Н.А., инженер Иванов Ф.И. и др.

    В период развития экологического направления на кафедре под руководством доцента Чернова А.И. создается совместно с ФГУП «Адмиралтейские верфи» студенческий научно-производственный отряд. В задачи отряда входит разработка технических предложений по совершенствованию технологических процессов производств, различных цехов верфи, а также развитие у студентов навыков проектной и исследовательской работы. В научно-исследовательской работе отряда активное участие стали принимать и студенты — экологи под руководством преподавателей экологического направления (Воробьев О.Г., Черкаев Г.В., Соколова Л.Б.) и специалистов ФГУП «Адмиралтейские верфи» (Леонова Г.И., и др.).

    Целесообразность открытия специализированной экологической кафедры

    Специалист в области техносферной безопасности – инженерная профессия, которая сегодня актуальна для многих сфер деятельности человека. Одна из глобальных проблем современности – возрастающее вовлечение природных ресурсов в техносферу, что вызывает опасные изменения окружающей среды и обостряет проблему экологической безопасности. Ее решение требует междисциплинарного подхода, который сочетает экологические знания, инженерную подготовку и умения применять современные методы и технологии. В связи с этим возникла необходимость в определении стратегии развития экологического образования в СПбГМТУ, чтобы не потерять это направление или не растворить его во многих решениях, которые сегодня принимаются и просматриваются на перспективу.

    О ЗАДАЧАХ, СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПБГМТУ

    Чистяков В.А. о задачах, состоянии и развитии экологического образования в спбгмту// за кадры верфям, № 10 (2284), 2005

     

    НА УЧЕНОМ СОВЕТЕ

    Представленный вашему вниманию вопрос сегодняшней повестке дня несколько не совпадает с зоной моей ответственности, потому что поставлен довольно широко «О задачах, состоянии и развитии экологического образования в СПбГМТУ», а я, как заведующий кафедрой, могу представлять только кафедру и свою специальность. Но мне было поручено выступить по этому вопросу, поэтому я попробую компенсировать это несоответствие в масштабе моей озабоченности в этом направлении. Наша Кафедра ЭУ, О и ЗОС инициировала сегодняшнее обсуждение с единственной целью: определить стратегию развития экологического образования в нашем университете, чтобы не потерять это направление или не растворить его во многих решениях, которые сегодня просматриваются. Я не буду говорить об актуальности и современности этой специальности — она у всех на слуху, и убеждать членов Ученого совета в правомерности ее постановки в наших стенах нет никакой необходимости. Добавлю, что социальная популярность этого направления имеет положительный знак. Конкурс на эту специальность всегда превышает квоту, и эта тенденция продолжает нарастать.

    Позволю себе коротко остановиться на предыстории заполнения этой экологической ниши и начну с 80-х годов, когда к нам обратился известный политик Е. Строев на предмет подготовки экологов в г. Орле. Это была новая, интересная процедура, и мы в 1992 г. выпустили первых 28 бакалавров. В этой процедуре активно участвовали Усачев, Казачук, Тулин. На заключительном этапе наметилось открытие этой специальности у нас в вузе, и эта тенденция позволила нам в какой-то мере легко перейти от «института» к «университету». Мы ввели специальность 3302 (по отраслям), которую курировал Московский университет им. Баумана. Мы получили реальное право набирать бюджетных студентов на эту специальность. Но нужно было проходить аттестацию, и мы вынуждены были «прицепить» эту специальность к какой-то кафедре, что и было сделано. С 1992 г. мы ежегодно принимали на эту специальность 25 человек. Прошли 2 аттестации. В том же году был открыт ряд специализаций экологического направления на ФКиО (Семенов — морское право, Бавыкин). Многим это казалось интересным и занимательным. Этот исторический экскурс говорит о причастности многих подразделений к экологическому направлению. Я не претендую на общий анализ по всему университету, а попробую остановиться на результатах, которые сопряжены с постановкой специальности «Инженерная защита окружающей среды», с её статусом и открытостью для всех структур университета.

    Мы очень тяжело начинали работу по этой специальности, потому что не было специалистов, приходилось приглашать их со стороны, прошли трудный путь становления, который имел и позитивные, и негативные моменты. Каковы результаты?

    Мы произвели 7 выпусков. Есть таблица, где указано количество и качество выпускников. Всего выпущено 140 человек, из них 64% с оценкой «отлично»; 31% — с оценкой «хорошо», 3,7% — с оценкой «удовлетворительно». Это очень хорошие показатели. Из 140 человек 20 получили диплом с отличием. Это — не считая первого выпуска бакалавров в г. Орле. Где работает наши выпускники? Начиная от правительственных комитетов по охране окружающей среды и заканчивая администрацией Адмиралтейского района. Мы «насытили» все промышленные предприятия, особенно те, которые были связаны с нашей отраслью, и, прежде всего, ФГУП «Адмиралтейские верфи». Надо сказать, что «Адмиралтейские верфи» все эти годы являлись лабораторным полигоном, где мы установили лабораторный практикум. С лабораториями было тяжело, и мы пользовались теми промышленными возможностями, которые нам предоставили «Адмиралтейские верфи». У нас и сейчас очень добрые отношения с этим предприятием. Мы подготовили 4 кандидатов наук. С нашей стороны было несколько попыток открыть аспирантуру по этой специальности, по некоторым причинам нам не удалось это реализовать, тем не менее, мы открыли аспирантуру в рамках базовой специальности кафедры ЭУ, О и ЗОС. Но мы открыли аспирантуру в рамках специальности кафедры с последующей защитой в других вузах. И сейчас 4 человека находятся в хорошей стадии подготовки своих диссертационных работ. Более того, 1 диссертант, находясь в докторантуре по нашей кафедре, получил степень магистра-эколога в одном из английских университетов.

    Позитивные и негативные стороны. Как заведующий кафедрой я должен сказать, что мы все-таки поставили неплохо методическую работу. За это я благодарен профессору О.Г. Воробьеву, который в прошлом году нас покинул. Было выпущено более 50 различных учебно-методических и учебных пособий, направленных на поддержку этой специальности. Мы использовали все печатные возможности, начиная от Московского авиационно-технологического института, где готовился стандарт по этой специальности, и кончая нашим Севмашвтузом. В Северодвинске параллельно с нами есть такая же группа.

    Второй показатель, который, я считаю, выполнен на уровне и соответствует марке нашего университета, это дипломное проектирование, которое у экологов очень интересное. Ребята идут на инженерные, преддипломные практики и выполняют работы по реальным проектам. И часть этой работы становится частью их будущей профессиональной деятельности. Уровень ничем не отличается от инженеров-механиков, и мы стараемся эту планку держать высоко.

    Было много и негативных моментов. Когда мы начинали эту работу, нам обещали помощь. В силу объективных причин эта помощь свелась к нулю. На сегодняшний день к негативным моментам можно отнести недостаточный кадровый потенциал и, в настоящее время, отсутствие на кафедре экологического лидера, который мог бы дальше генерировать эту специальность и давать позитивные производные. Есть среднее звено, есть низшее звено, но с лидером мы испытываем определенные трудности.

    Слабая материально-лабораторная база. В преддверии второй аттестации ректорат пошел навстречу и помог закупить некоторое оборудование. Мы пока не успели его в полной мере использовать. Материально-лабораторная база оставляет желать лучшего, хотя и появились некоторые позитивные «наметки».

    Отсутствуют внебюджетные формы подготовки. Особенно это касается новых форм, которые обсуждались (бакалавриат, магистратура и т.д.). Я говорил о высокой популярности этой специальности среди молодежи. Безусловно, количество абитуриентов значительно превышает план приема. В прошлом году мы выпустили 27 человек, в этом году — 26. Мы можем некоторую часть перевести на внебюджетную подготовку. И бакалавриат, и магистратура нам по плечу. Это будет социально справедливо и позволит расширить спектр по этому направлению по другим формам конечного результата — выпуска.

    Об аспирантуре. Мы могли бы создать диссертационный совет по названному направлению. У нас в университете достаточно специалистов, есть доктора наук на ФКиО, на ФЕНГО. Создание такого совета — очень необходимая вещь. И то, что его нет, конечно, относится к недостаткам.

    Я был одним из инициаторов постановки этого вопроса на нашем Ученом совете. Поймите меня правильно, дело не в том, что так исторически получилось, и нам было поручено курировать специальность «Инженерная защита окружающей среды». Исторический экскурс показывает, что эта специальность рассеяна по всему университету (ФКиО, ФЕНГО). Все эти годы мы не сидели в каком-то замкнутом пространстве. Я несколько раз выступал на заседаниях кафедры доцента В.А. Тулина, много говорил со специалистами ФКиО, пытаясь найти какие-то общеинститутские формы подготовки по этой специальности. Эта специальность носит общеуниверситетский характер. Многие вопросы, например, связанные с прокладкой трубопроводов, со строительством танкерного флота, с работой буровых платформ, т.е. те области, которые наносят наибольший ущерб окружающем среде, интересны гораздо больше. И такие вопросы находятся в поле зрения многих кафедр нашего университета.

    Я просил бы членов Ученого совета понять, что постановка этого вопроса преследует главную цель: философия нашей специальности должна быть четко определена, потому что специальность имеет общеуниверситетский уровень, который должен быть связан с морской техникой. Я предлагаю следующую схему дальнейшей работы по этому направлению.

    Мне представляются необходимыми следующие мероприятия, которые могли бы нам помочь сохранить эту специальность на общеинститутском уровень и на достаточно квалифицированных и правильных основах. Мы этот вопрос послушали несколько раз на кафедре, консультировались с рядом специалистов ФКиО, ФЕНГО, провели совет ФКЭиА, где были сформулированы следующие предложения:

    - Объединить интересы всех подразделений университета применительно к экологическому направлению.

    - Укрепить кадровый потенциал этого направления, найти лидера в этом направлении.

    - Создать новую экологическую кафедру с целью разработки и централизации университетской идеологии развития экологической специальности. Такая кафедра может быть создана на ФКЭиА.

    - Создать направление по экологии с открытием аспирантуры, диссертационного совета и внебюджетных форм обучения.

    - Решить вопрос с лабораторным и материально-техническим обеспечением вновь образованной кафедры.

     В.А. ЧИСТЯКОВ, профессор, зав. кафедры ЭУ, ОиЗОС

    Открытие кафедры Экологии промышленных зон и акваторий

    Новая выпускающая специальность «Инженерная защита окружающей среды» весьма динамична. Она непрерывно развивается. Многие фундаментальные концепции, считавшиеся незыблемыми ранее, пересматриваются и уточняются. Поскольку экологическое направление представляет собой междисциплинарную совокупность знаний, тесно связанную с другими естественными науками, вопрос её дальнейшего развития в рамках одной выпускающей кафедры, был проблематичен. Понимание этой проблемы факультетом, а также Ученым Советом и руководством Университета обусловило принятие Ученым Советом Университета решения в 2005 году об образовании самостоятельной кафедры по специальности «Инженерная защита окружающей среды» с названием «Экологии промышленных зон и акваторий» (ЭПЗиА). На должность заведующего кафедрой по рекомендации профессора Чистякова В.А. был приглашен профессор кафедры ТТБС Санкт-Петербургского государственного горного института (ТУ), д.т.н. Нифонтов Ю.А., который совместно с профессорами Чистяковым В.А. и Диденко В.Ф., и при полной поддержке руководством университета ректора Борисенко К.П., проректора по УР Смольникова А.В. и декана ФКЭиА Кузнецова В.В. осуществил подготовку и открытие кафедры к 01.09.2005 г (Приказ ректора университета за № 141 от 22.06.2005 г).

    Первоначальный состав кафедры ЭПЗиА был невелик: профессор Нифонтов Ю.А., профессор Никитина В.Н., доцент (ныне профессор) Бродская Н.А., ст. преподаватели (ныне доценты) Алексеева Т.Н. и Черкаев Г.В., ассистенты Серажутдинов О.В. (ныне ст. преподаватель) и Сухарева М.М., зав. лабораторией — помощник заведующего кафедрой Даниленко Л.И.

    В результате выделения в самостоятельную кафедру ЭПЗиА выпускающей специальности «Инженерная защита окружающей среды» бывшая кафедра ЭУ, О и ЗОС вернула себе свое прежнее наименование «Судовые энергетические установки, системы и оборудование» (СЭУ, СиО).

    Виват и долгие годы успешной работы кафедрам СЭУ, СиО и ЭПЗиА!

  • Статьи и публикации
  • Полезные ссылки