had8.jpg
Главная страницаО кафедре → История создания кафедры ЭПЗиА
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАФЕДРЫ ЭКОЛОГИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН И АКВАТОРИЙ СПбГМТУ

Создание кафедры СЭУ, С и О

Кафедра «Энергетические установки, оборудование и защита окружающей среды»Подготовка инженеров в области судовых энергетических установок началась в 1930 году с момента преобразования кораблестроительного факультета политехнического института в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ). В ЛКИ был организован машиностроительный факультет, который представляли кафедры». Главные судовые механизмы», «Двигатели внутреннего сгорания». Через несколько лет в результате преобразований были созданы новые кафедры». Судовые паровые котлы», «Судовые паровые машины», «Паровые турбины» и другие.

В 1937 году была создана кафедра «Судовые силовые установки» (ССУ). Первым заведующим кафедрой был профессор Титов Петр Иосифович. Он много сделал для развития учебной и научно-исследовательской работы на кафедре. Им были написаны первые учебники в этой области. К преподаванию были привлечены ведущие специалисты отрасли — профессор Маслов Л.А., доценты Чернов Н.Д., Македон Ю.А., Промыслов А.А., Поздеев А.В. и др.

Подготовка специалистов на кафедре ССУ в последующие годы была подчинена развитию учебного процесса обусловленного потребностями быстроразвивающейся судостроительной промышленности. В эти годы к основным направлениям научной работы кафедры можно отнести актуальные проблемы методического обеспечения проектирования главного и вспомогательного оборудования судовых и корабельных энергетических установок (СЭУ). Кафедра выполняла большой объём исследований, посвященных оптимизации конструктивных и эксплуатационных параметров СЭУ, вопросам обеспечения их надежности.

История кафедры «Судовые вспомогательные механизмы» (СВМ) также начиналась с 1930 года. Организатором и первым заведующим кафедрой был профессор Сурвилло Владимир Людвигович. Он, автор первых учебников по СВМ, провел большую работу по укреплению кадров, много сделал для создания материально-технической базы и определил стратегию учебного процесса на кафедре. Основными дисциплинами на кафедре в эти годы были гидравлические машины, палубные механизмы, холодильные установки и опреснительные установки.

Дальнейшее развитие учебного процесса на кафедрах ССУ и СВМ было откорректировано Великой Отечественной войной. Многие преподаватели и студенты ушли на фронт. Тем не менее, кафедры продолжали в эвакуации подготовку инженеров для промышленности. В 1941 году кафедру СВМ возглавил доцент Стоцкий А.И.

В послевоенные годы работа кафедр ССУ и СВМ стала ещё более востребована. Выпуск инженеров для проектирования и монтажа СЭУ значительно увеличился. Например в 60-70-е годы выпуск инженеров-механиков достигал 150-175 человек по дневной форме обучения и более 50 человек по вечерней и заочной.

В семидесятых годах на кафедре ССУ господствовал дух подготовки инженеров, обладающих современными методами и принципами проектирования СЭУ, оборудования и систем, обслуживающих СЭУ. Большое внимание уделяется проектированию валопроводов, трубопроводов, систем и общих расположений СЭУ в машино-котельных отделениях судов и кораблей (МКО), изучению свойств надежности. Особое внимание уделялось оптимизации технических решений на всех стадиях проектирования (группа профессора В.И.Николаева и доцента Даниловского А.Г.,) а также создание теплофизической межкафедральной школы по проектированию судовых и стационарных конденсаторов водяного пара (доцент Промыслов А.А., профессор Камнев В.Ф., доценты Волков Д.И., Чистяков В.А.), итогом работы которой стала подготовка по этому направлению десятков кандидатов наук. Одновременно с этим на кафедре велись работы по проектированию дизельных и турбинных энергетических установок.

В 1955 году в состав кафедры СВМ входит коллектив кафедры «Судовые паровые машины». С этого времени кафедрой СВМ заведует профессор Горбунов Б.А., Кафедра продолжает развивать учебные и исследовательские лабораторные стенды.

С 1964 по 1976 годы заведующим кафедрой СВМ были последовательно доценты Козловский В.И., Арцыков А.П. и Воронов В.Ф. Кафедра продолжала издавать учебную литературу и разворачивает по заданию промышленности исследования в области компрессорных машин. Создается стенд осевого компрессора с паротурбинным приводом. Ведутся работы в области проектирования перспективных корабельных малошумных насосов. В 1970 году старшим преподавателем Андрющенко Р.С. создается контрроторная воздуходувка. Перечень дисциплин, читаемых кафедрой, пополняется курсом «Установки кондиционирования воздуха», а в с 1975 года — курсом «Теплообменные аппараты».

В 1976 года заведующим кафедрой СВМ становится доцент Шилов В.Д.. В это время кафедра читает дисциплины на трех факультетах Ленинградского кораблестроительного института (корабельная энергетика, кораблестроительном и заочном). Расширяются научные исследования кафедры в области нагнетателей судов на воздушной подушке. Под руководством Шилова В.Д. выполняются работы по совершенствованию судовых и корабельных насосов, нагнетателей для судов на воздушной подушке, поршневых компрессоров. Выполняются работы в направлении оптимизации холодильного и морозильного оборудования.На кафедре продолжает уделяться внимание подготовке научных кадров. Ныне здравствующий и ведущий преподавательский состав кафедры (специализация СВМ) защитили свои кандидатские диссертации в эти годы.

Структурные изменения подразделений факультета корабельной энергетики в 1980 году обусловили объединение кафедр ССУ и СВМ. Объединенной кафедрой «Судовые энергетические установки» руководит профессор Голубев Н.В. и в дальнейшем профессор Ракицкий Б.В. В этот период продолжают укрепляться связи кафедры с рядом предприятий судостроительной промышленности, таких как ЦКБ «Балтсудопроект», ЦНИИ им. ак. Крылова А.Н. и др.

В 1981 году при кафедре образована отраслевая лаборатория совместно с турбинным производством НПО «Кировский завод». Под научным руководством профессора Ракицкого Б.В. выполнен ряд исследований по акустической защите систем охлаждения судовых паротурбинных установок.

В 80-х годах бурно развивается конденсаторное направление, и при кафедре СЭУ создается «Ассоциация разработчиков конденсационного оборудования и систем охлаждения» (президент академик РАН Леонтьев А.И., вице-президенты академик БАН Михалевич А.А. и профессор Чистяков В.А.). В ассоциацию входили ученые ряда вузов (МГТУ им. Баумана, СПИ, ДВПИ, ТПИ, ЛКИ, ЛИХП), академических институтов (ИТФ СО АНСССР, ИТМО, ВТИ, ИГО и др.), представители промышленности (ЛМЗ, КЗ, КТЗ, ХТЗ, ЮУТЗ, ЦКТИ им. Ползунова и др.). К сожалению, вскоре последовавший кризис науки не позволил развиться этому направлению.

Кафедра была также головной на факультете по проблеме систем автоматического проектирования СЭУ (руководитель профессор Николаев В.И.). Эта работа позволила создать на факультете корабельной энергетики банк рабочих программ, обеспечивающих автоматизированное проектирование основных элементов и энергокомплексов СЭУ. В настоящее время в этой области продолжает работать профессор Даниловский А.Г.

Укрепление учебного процесса на кафедре обеспечивается изданием учебников и учебных пособий в области теории и проектирования СЭУ судов. Популярностью пользовалось второе издание учебника проф. Козлова В.И. «Судовые энергетические установки» и учебник «Судовое вспомогательное энергетическое оборудование» (авторы Андрющенко Р.С. Шилов В.Д., Гришин Б.В., Дементьев Б.Г. и Диденко В.Ф.).

Развитие экологического направления на кафедре СЭУ, С и О и в университете

В 1992 года заведующим кафедрой избран выпускник машфака (ныне ФКЭиА) 1964Первый выпуск студентов кафедры «Экологии промышленных зон и акваторий» года Чистяков Вячеслав Александрович. В этот период происходит преобразование ЛКИ в СПбГМТУ с резким увеличением числа специальностей за счет открытия новой выпускающей специальности «Инженерная защита окружающей среды». Последнее обстоятельство определило новое название кафедры «Энергетические установки, оборудование и защита окружающей среды» (ЭУ, О и ЗОС) и расширило спектр выпускников как по традиционным для кафедры энергетическим специальностям, так и в новой области инженерной экологии. Начальный период работы новой кафедры был в значительной степени посвящен повышению качества выпускаемых специалистов и становлению учебного процесса по новой специальности 3302. Экологическое направление, возглавляемое профессором Воробьевым О.Г., бурно развивалось, главным образом путем издания учебно-методической литературы и созданием материально-технической базы специальности.

Основным направлением деятельности кафедры ЭУ, О и ЗОС в целом были укрепление учебного процесса посредством его компьютеризации, создание новых специализаций, тесной связи с промышленностью и обеспечение учебно-методической литературой. Для укрепления кафедры кадрами к работе были привлечены ведущие специалисты промышленности, НИИ и КБ: профессор Баев А.С., доцент Ярош В.И. доцент Воробьев В.М., доцент Зубов Н.Н., профессор Исаев И.И., профессор Романов В.А., доцент Давыдов В.Г. и известные специалисты — экологи: д.м.н., профессор Никитина В.Н., к.г.н., доцент Бродская Н.А., инженер Иванов Ф.И. и др.

В период развития экологического направления на кафедре под руководством доцента Чернова А.И. создается совместно с ФГУП «Адмиралтейские верфи» студенческий научно-производственный отряд. В задачи отряда входит разработка технических предложений по совершенствованию технологических процессов производств, различных цехов верфи, а также развитие у студентов навыков проектной и исследовательской работы. В научно-исследовательской работе отряда активное участие стали принимать и студенты — экологи под руководством преподавателей экологического направления (Воробьев О.Г., Черкаев Г.В., Соколова Л.Б.) и специалистов ФГУП «Адмиралтейские верфи» (Леонова Г.И., и др.).

Открытие кафедры Экологии промышленных зон и акваторий

Новая выпускающая специальность «Инженерная защита окружающей среды» весьма динамична. Она непрерывно развивается. Многие фундаментальные концепции, считавшиеся незыблемыми ранее, пересматриваются и уточняются. Поскольку экологическое направление представляет собой междисциплинарную совокупность знаний, тесно связанную с другими естественными науками, вопрос её дальнейшего развития в рамках одной выпускающей кафедры, был проблематичен. Понимание этой проблемы факультетом, а также Ученым Советом и руководством Университета обусловило принятие Ученым Советом Университета решения в 2005 году об образовании самостоятельной кафедры по специальности «Инженерная защита окружающей среды» с названием »Экологии промышленных зон и акваторий» (ЭПЗиА). На должность заведующего кафедрой по рекомендации профессора Чистякова В.А. был приглашен профессор кафедры ТТБС Санкт-Петербургского государственного горного института (ТУ), д.т.н. Нифонтов Ю.А., который совместно с профессорами Чистяковым В.А. и Диденко В.Ф., и при полной поддержке руководством университета ректора Борисенко К.П., проректора по УР Смольникова А.В. и декана ФКЭиА Кузнецова В.В. осуществил подготовку и открытие кафедры к 01.09.2005 г (Приказ ректора университета за № 141 от 22.06.2005 г).

Первоначальный состав кафедры ЭПЗиА был невелик: профессор Нифонтов Ю.А., профессор Никитина В.Н., доцент (ныне профессор) Бродская Н.А., ст. преподаватели (ныне доценты) Алексеева Т.Н. и Черкаев Г.В., ассистенты Серажутдинов О.В. (ныне ст. преподаватель) и Сухарева М.М., зав. лабораторией — помощник заведующего кафедрой Даниленко Л.И.

В результате выделения в самостоятельную кафедру ЭПЗиА выпускающей специальности «Инженерная защита окружающей среды» бывшая кафедра ЭУ, О и ЗОС вернула себе свое прежнее наименование «Судовые энергетические установки, системы и оборудование» (СЭУ, СиО).

 

Виват и долгие годы успешной работы кафедрам СЭУ, СиО и ЭПЗиА!