had9.jpg
Главная страницаО кафедре → Развитие экологического образования в СПбГМТУ
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПбГМТУ
Чистяков В.А., к.т.н., профессор; Нифонтов Ю.А., д.т.н. (Государственный морской технический университет)

Слева Чистяков В.А., профессор, зав. кафедры ЭУ, справа Нифонтов Ю.А., профессор, зав. кафедры ЭПЗиА, СПбГМТУ

История возникновения экологического образования в университете началась с организации группы бакалавров по заочной форме обучения в г. Орле. В 1992 году были выпущены первые 28 бакалавров–экологов. Одновременно с этим ЛКИ активно участвует в создании новой экологической специальности «Инженерная защита окружающей среды» (по отраслям). В 1993 году производится набор первой группы студентов по специальности «Инженерная защита окружающей среды» в университете, тогда еще Кораблестроительном институте на кафедре Энергетических установок, систем и оборудования. С тех пор ежегодно на экологическую специальность на кафедре, получившей название Энергетические установки, оборудование и защита окружающей среды  набирается по 25 студентов. К настоящему времени уже выпущено 140 дипломированных специалистов — инженеров-экологов, 20 из которых имеют «красные дипломы».   Выпускники работают на многих предприятиях города и области, правительственных комитетах и  других сферах связанных с экологией. Для обеспечения квалифицированной подготовки студентов в период с 1992 по 2005 годы был разработан комплект учебно-методической документации, изданы необходимые методические и учебные пособия (авторы Чистяков В.А., Тарандо Е.В.,  Воробьев О.Г.,  Бродская Н.А. и др.), создана лабораторная база, защищено 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, и, как закономерное завершение периода становления экологического образования в университете,  в 2005 году из кафедры ЭУ и ЗОС была выделена экологическая специальность с образованием новой кафедры «Экологии промышленных зон и акваторий». Подробно история возникновения и становления экологического образования в университете приведена в [1].

Для обеспечения востребованности выпускаемых специалистов предлагается корректировка направления дальнейшего развития экологического образования. Учитывая планирующуюся в период с 2005 по 2020 годы интенсификацию добычи углеводородного сырья — нефти, газа и газоконденсата, и, соответствующее этому ожидаемое увеличение объемов загрязнения территорий целесообразно предусмотреть изменения программы подготовки студентов. Суть, которых заключается в увеличении доли геологических дисциплин за счет введения таких прикладных дисциплин (разделов общей геологии) как геохимия, инженерная геология, гидрогеология и др. Введения курсов названных дисциплин или разделов планируется осуществить за счет корректировки действующих программ с исключением повторов и потерявшего актуальность материала.

Территориально направление дальнейшего развития экологического образования будет увязываться с традиционными нефтегазодобывающими регионами, континентальным шельфом, Северо-Западным регионом, и, конечно же, с районами базирования предприятий морской отрасли РФ. Таким образом, подобные планируемые изменения не следует расценивать как отход от направления, присущего Морскому техническому университету. Доля фактически преподносимого студентам материала по направлению морской экологии не будет уменьшена.

Таким образом, в ближайшем будущем, буквально начиная с 2007/2008 учебного года, подготовка студентов-экологов будет осуществляться с учетом реально возникающих потребностей практически во всех отраслях промышленности. Безусловно, это потребует активизации работы персонала вновь созданной кафедры, координации и объединения усилий экологов университета и существенной поддержки руководства университета при заключении договоров с производственными предприятиями на проведение НИР, прохождение производственных практик с выделением рабочих мест для направляемых на производственную и преддипломную практики студентов, в трудоустройстве выпускников-экологов.

Само собой разумеется, что ориентация подготовки студентов на решение реальных производственных проблем возможна только при укреплении кадрового потенциала кафедры, создании лабораторной базы,  подготовке кадров высшей квалификации (послевузовское образование) в аспирантуре университета после открытия соответствующей специальности и диссертационного совета. При этом следует учитывать возможность реформы образования в стране, и уже в ближайшее время необходимо заниматься внедрением новых форм подготовки — бакалавров и магистров, в том числе и на внебюджетной основе. Последнее станет возможным при популяризации экологической специальности и, соответственно, увеличении ее привлекательности и востребованности за счет расширения области применения выпускников университета.

 

1. Чистяков В.А. О задачах, состоянии и развитии экологического образования в СПбГМТУ// За кадры верфям, № 10 (2284), 2005.